Неточные совпадения
Скорее в обморок, теперь оно в порядке,
Важнее давишной причина есть тому,
Вот наконец решение загадке!
Вот я пожертвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
А милый, для кого забыт
И прежний друг, и женский страх и стыд, —
За двери прячется, боится быть в ответе.
Ах! как игру судьбы
постичь?
Людей с душой гонительница, бич! —
Молчалины блаженствуют на свете!
Говорил он гибким, внушительным баском, и было ясно, что он в совершенстве
постиг секрет: сколько слов требует та или иная фраза для того, чтоб прозвучать уничтожающе в сторону обвинителя,
человека с лицом блудного сына, только что прощенного отцом своим.
Главное, я наконец
постиг этого
человека, и даже мне было отчасти жаль и как бы досадно, что все это оказалось так просто: этого
человека я всегда ставил в сердце моем на чрезвычайную высоту, в облака, и непременно одевал его судьбу во что-то таинственное, так что естественно до сих пор желал, чтобы ларчик открывался похитрее.
И даже отпадавшие от православия русские
люди остаются православными по своему душевному типу, и труднее всего им
постигнуть католическую культуру и душевный тип, на ее почве вырастающий.
Вот я тебе покажу
людей!» Во мгновение ока дама взвизгнула и упала в обморок, а Nicolas
постиг, что не может пошевельнуть руками, которые притиснуты к его бокам, как железным поясом, и что притиснуты они правою рукою Кирсанова, и
постиг, что левая рука Кирсанова, дернувши его за вихор, уже держит его за горло и что Кирсанов говорит: «посмотри, как легко мне тебя задушить» — и давнул горло; и Nicolas
постиг, что задушить точно легко, и рука уже отпустила горло, можно дышать, только все держится за горло.
Когда Марья Алексевна опомнилась у ворот Пажеского корпуса,
постигла, что дочь действительно исчезла, вышла замуж и ушла от нее, этот факт явился ее сознанию в форме следующего мысленного восклицания: «обокрала!» И всю дорогу она продолжала восклицать мысленно, а иногда и вслух: «обокрала!» Поэтому, задержавшись лишь на несколько минут сообщением скорби своей Феде и Матрене по человеческой слабости, — всякий
человек увлекается выражением чувств до того, что забывает в порыве души житейские интересы минуты, — Марья Алексевна пробежала в комнату Верочки, бросилась в ящики туалета, в гардероб, окинула все торопливым взглядом, — нет, кажется, все цело! — и потом принялась поверять это успокоительное впечатление подробным пересмотром.
Киреевский, им выражена так: «Внутреннее сознание, что есть в глубине души живое общее сосредоточие для всех отдельных сил разума, и одно достойное
постигать высшую истину — такое сознание постоянно возвышает самый образ мышления
человека: смиряя его рассудочное самомнение, оно не стесняет свободы естественных законов его мышления; напротив, укрепляет его самобытность и вместе с тем добровольно подчиняет его вере».
Сведенборг не в силах
постигнуть тайну Троичности Божества, Троичность представляется ему трехбожием; он все говорит, что Христос есть единственный Бог, что Бог —
человек, что Троичность находится внутри Христа, как Его свойство.
Человек потому
постигает тайну вселенной, что он одного с ней состава, что в нем живут те же стихии, действует тот же разум.
Еретический рационализм признает Христа или только Богом, или только
человеком, но не
постигает тайны Богочеловека, тайны совершенного соединения природы божеской с природой человеческой; он признает в Христе одну лишь волю и не
постигает совершенного соединения в Христе двух воль, претворения воли человеческой в волю Бога; он готов признать Троичность Божества, но так, чтобы не нарушить закона тождества и противоречия, так, что «один» и «три» в разное время о разном говорят.
Человека, который позволит себе подойти к Тэму, да еще тронуть его, непременно
постигнет страшное несчастье…
То же должно сказать и о бедствиях, которые, в форме повальных болезней, неурожаев и проч.,
постигают человеческий род и которые поистине были бы непереносны, если б бедствующему
человеку не являлась на помощь любовь к отечеству, споспешествуемая благотворным сознанием, что закон неукоснительно преследует
людей, не умеющих быть твердыми в бедствиях".
Забиякин (Живновскому). Ведь этакой жестокий, необразованный народ! Даже подождать не может! даже не
постигает, что образованные
люди могут найти высокое наслаждение в откровенной беседе!.. Это у них, изволите видеть, не дело!
В первый раз пришлось ему
постичь истинный смысл слова «борьба», но, однажды сознав необходимость участия этого элемента в человеческой деятельности, он уже не остановился перед ним, хотя, по обычаю всех ищущих душевного мира
людей, принял его под другим наименованием.
На наших глазах мы видели, какая участь
постигает у нас всех передовых
людей на этом деле: кого подстрелят, кто нищим умрет на соломе, кто с кругу сопьется или с ума сойдет…
И в то же время он
постигает, что вся его жизнь и воля, как жизнь и воля всей его многомиллионной родины, собралась, точно в фокусе, в одном этом
человеке, до которого он мог бы дотянуться рукой, собралась и получила непоколебимое, единственное, железное утверждение.
— Мы все созданы, — заговорил отец Василий снова назидательным тоном, — не для земных наших привязанностей, а для того, чтобы возвратиться в лоно бога в той духовной чистоте, каковая была вдохнута первому
человеку в час его сотворения, но вы вашим печалованием отвращаетесь от того. В постигшем вас горе вы нисколько не причастны, и оно
постигло вас по мудрым путям божиим.
Конечно, дело обходилось не без падений, и если оно
постигало павшую с
человеком, равным ей по своему воспитанию и по своему положению в свете, то принимаемы были в расчет смягчающие обстоятельства; но горе было той, которая снизошла своей любовью до мужчины, стоявшего ниже ее по своему рангу, до какого-нибудь приказного или семинариста, тем паче до своего управляющего или какого-нибудь лакея, — хотя и это, опять повторяю, случалось нередко, но такая женщина безусловно была не принимаема ни в один так называемый порядочный дом.
Но мне очень нравились Диккенс и Вальтер Скотт; этих авторов я читал с величайшим наслаждением, по два-три раза одну и ту же книгу. Книги В. Скотта напоминали праздничную обедню в богатой церкви, — немножко длинно и скучно, а всегда торжественно; Диккенс остался для меня писателем, пред которым я почтительно преклоняюсь, — этот
человек изумительно
постиг труднейшее искусство любви к
людям.
Люди всё дальше и дальше
постигали смысл христианства и более и более осуществляли его в жизни.
Он не может быть принужден к этому потому, что составляющие могущественное орудие против
людей общественного жизнепонимания, лишения и страдания, производимые насилием, не имеют для него никакой принудительной силы. Лишения и страдания, отнимающие у
людей общественного жизнепонимания то благо, для которого они живут, не только не могут нарушить блага христианина, состоящего в сознании исполнения воли бога, но только могут усилить его, когда они
постигают его за исполнение этой воли.
Так возражают защитники существующего строя. И рассуждение это было бы совершенно справедливо, если бы переход
людей от одного понимания жизни к другому совершался посредством только одного того процесса, при котором каждый
человек отдельно и один за другим познает опытом тщету власти и внутренним путем
постигает истины христианские.
— Ну да, и в карты хорошо играет. Но Елена Николаевна… Разве ее возможно понять? Желаю я знать, где тот
человек, который бы взялся
постигнуть, чего она хочет? То она весела, то скучает; похудеет вдруг так, что не смотрел бы на нее, а там вдруг поправится, и все это без всякой видимой причины…
Первое известие о постигшем нас ударе я получил от вице-губернатора. Еще невежественный, приехал я утром к нему и застал его расхаживающим взад и вперед по кабинету: по всей вероятности, он обдумывал, какая участь должна
постигнуть нашу губернию. Наш вице-губернатор
человек нравов придворных, и потому чувствительности большой не имеет, но и он был тронут.
— Грустно! И зачем это
люди делают революции — не
постигаю! не лучше ли жить смирно, аккуратно и быть счастливыми… без революций!
Нечего и говорить о том, что мы приняли решение вашего превосходительства к непременному исполнению; этого мало: предоставленные самим себе, мы думали, что этого
человека мало повесить за его злодеяния, но, узнавши о ваших начальнических словах, мы вдруг
постигли всю шаткость человеческих умозаключений и внутренне почувствовали себя просветленными…
Звезды, глядящие с неба уже тысячи лет, само непонятное небо и мгла, равнодушные к короткой жизни
человека, когда остаешься с ними с глазу на глаз и стараешься
постигнуть их смысл, гнетут душу своим молчанием; приходит на мысль то одиночество, которое ждет каждого из нас в могиле, и сущность жизни представляется отчаянной, ужасной…
— Бог — есть! Он всё видит! Всё знает! Кроме его — никого! Жизнь дана для испытанья… грех — для пробы тебе. Удержишься или нет? Не удержался —
постигнет наказание, — жди! Не от
людей жди — от него, — понял? Жди!
Вот что раскусить надо! Вот что должен
человек помнить? Мы родимся, ничего не имеем, так и в могилу. Для чего же трудимся? Вот философия! Что наш ум? Что он может
постигнуть?
Чем дальше шло дело — тем тяжелей и обидней было ему видеть себя лишним среди спокойно-уверенных в своей силе
людей, готовых поднять для него несколько десятков тысяч пудов со дна реки. Ему хотелось, чтоб их
постигла неудача, чтобы все они сконфузились пред ним, в голове его мелькала злая мысль...
— Так, сошел! — повторил князь. — А потому
человек, которого
постигали в жизни подобные события, вряд ли способен к одной только ядовитости; а что он теперь обозлился на весь божий мир, так имеет на то полное нравственное право!
Как сказано выше, главная задача, которую науки должны преимущественно иметь в виду, — есть научение, каким образом в исполнении начальственных предписаний быть исправным надлежит. Таков фундамент. Но дабы в совершенстве таковой
постигнуть, нет надобности в обременительных или прихотливых познаниях, а требуется лишь свежее сердце и не вполне поврежденный ум. Все сие, в свежем
человеке, не токмо налицо имеется, но даже и преизбыточествует.
Курица не боится того, что может случиться с ее цыпленком, не знает всех тех болезней, которые могут
постигнуть его, не знает всех тех средств, которыми
люди воображают, что они могут спасать от болезней и смерти.
Я, в Петербурге живя, каждый день почти виделся с ним и, замечая, что он страдает и мучится, стал, наконец, усовещевать его: «Как тебе, говорю, не грех роптать на бога: ты у всех в почете… ты богат, и если с тобой бывали неприятные случаи в жизни, то они
постигают всех и каждого!» — «И каждый, — говорит он, — принимает эти случаи различно: на одних они нисколько не действуют, а у других почеркивают сразу всю их жизнь!» Согласитесь вы, сказать такую мысль может только
человек с байроновски глубокой душой.
Здесь можно указать на одну сторону этой связи: по греческим понятиям о судьбе, в погибели своей бывает всегда виноват сам
человек; если бы он поступил иначе, его не
постигла бы погибель.
— Ah! les hommes sont bien mechants! Ах!
люди очень злы! они так искусно расставляют свои сети, что я не могу… нет, нет, не могу не дрожать за тебя. И потому, если б когда-нибудь, по какомунибудь случаю, тебя
постигло искушение…
В «Трех десятках» много прекрасных куплетов, и я приведу еще два, вероятно, никому не известные. Странная судьба
постигла ату пиесу: без всякой причины публика стала мало ездить в нее, и она скоро была снята с репертуара. Вот куплет молодого
человека, который пробовал служить и нашел, что очень тяжело трудиться без всякой оценки пользы.
Или, если возьмешь предмет безучастно, бесчувственно, не сочувствуя с ним, он непременно предстанет только в одной ужасной своей действительности, не озаренный светом какой-то непостижимой, скрытой во всем мысли, предстанет в той действительности, какая открывается тогда, когда, желая
постигнуть прекрасного
человека, вооружаешься анатомическим ножом, рассекаешь его внутренность и видишь отвратительного
человека?
— Объясняю, — резал Петрусь. — Знание ли предмета составило науку, или наука открыла в
человеке знание? Поясняю следующим предложением:
человек постиг грамматику и составил ее: ergo, до того не было ее. Каким же образом он
постигал ту науку, которой еще не было? Обращаюсь к первому предложению: знание ли от науки или наука от знания?
По уходе их все успокоилось и пошло чинно. Вместе с раздачею горячего начались питья здоровья. Начали с нас, новобрачных. Весело, канальство! Когда маршал стукнет со всей мочи жезлом о пол и прокричит:"Здоровье новобрачных, Трофима Мироновича и Анисьи Ивановны Халявских!"Я вам говорю, восхитительная минута! Если бы молодые
люди постигали сладость ее, для этого одного спешили бы жениться.
Таким образом, от идеи своего народа и государства
человек, не останавливающийся: в своем развитии, возвышается посредством изучения чужих народностей до идеи народа и государства вообще и, наконец,
постигает отвлеченную идею человечества, так что в каждом
человеке, представляющемся ему, видит прежде всего
человека, а не немца, поляка, жида, русского и пр.
— Эх, Семен, Семен! — вздрагивал глуховатый голос Тиунова. — Сколько я видел
людей, сколько горя
постиг человеческого! Любят
люди горе, радость — вдвое! И скажу тебе от сердца слово — хорош есть на земле русский народ! Дикий он, конечно, замордованный и весьма несчастен, а — хорош, добротный, даровитый народ! Вот — ты погляди на него пристально и будешь любить! Ну, тогда, брат, запоешь!
— Довольно дивные, — говорит, — вы
люди, и как послушаешь вас, так даже приятно делается, как вы это все, что до вашей части касается, хорошо знаете и даже искусства можете
постигать.
Я хотел, чтоб она узнала сама, без меня, но уже не по рассказам подлецов, а чтобы сама догадалась об этом
человеке и
постигла его!
Сократ не имел столь обычной слабости толковать в своих беседах о всем существующем, отыскивать происхождение того, что софисты называют природой, и восходить до основных причин, от которых произошли небесные тела. Неужели, — говорил он, —
люди считают, что
постигли всё то, что важно
человеку знать, если занимаются тем, что так мало касается
человека?
Радость совершенная, говорил он, не в том, чтобы быть восхваляемым
людьми за свою добродетель, не в том, чтобы иметь дар исцеления больных, возвращения слуха глухим, зрения слепым, не в том, чтобы предвидеть и предсказывать будущее, не в том, чтобы
постигать течение звезд и свойства всех растений и животных, и не в том даже, чтобы привести всех
людей к истинной вере.
При данном состоянии мира и
человека мировая душа действует как внешняя закономерность космической жизни, с принудительностью физического закона [Эту софийность души мира, или общую закономерность всего сущего, стремится
постигать и так называемый оккультизм, притязающий научить не внешнему, но внутреннему «духовному» восприятию сил природы.
Две бездны в душе
человека: глухое ничто, адское подполье, и Божье небо, запечатлевшее образ Господен. Ведома ему боль бессилия, бездарности: стыдясь нищеты своей, брезгливо изнемогает он в завистливом и душном подполье. Но любовь спасающая дает крылья гениальности, она научает стать бедняком Божьим, забыть свое я, зато
постигнуть безмерную одаренность травки, воробья, каждого творения Божия. Она научает всему радоваться как дитя, благодарить как сын.
Эту мировую душу
постигала и отчетливо выразила свое постижение древняя философия в лице Платона и Плотина, это же учение вошло в качестве необходимого элемента и в христианскую философию [В творениях отцов церкви учение о мировой душе обычно сливается с учением о
человеке и церкви, с христологией, антропологией и экклезиологней.
— Не испытывай, Степанушка, судеб Божиих, — сказал Пахом. — Не искушай Господа праздными и неразумными мыслями и словесами. Он, милостивый, лучше нас с тобой знает, что делает. Звезды небесные, песок морской, пожалуй, сосчитаешь, а дел его во веки веков не
постигнешь, мой миленький. Потому и надо предать себя и всех своих святой его воле. К худу свят дух не приведет, все он творит к душевной пользе избрáнных
людей, некупленных первенцев Богу и агнцу.